Конкурс библиотекарей "Время Гайдара"

Актуально до 10 марта 2017 года

 

Приз до 25 000 рублей!

ПОЛОЖЕНИЕ

  1. Общие положения

Конкурс организован Фондом "Уроки девяностых" и Фондом Е.Т. Гайдара

К участию в конкурсе приглашаются библиотекари и библиотеки разных структур и ведомств: от универсальных областных, муниципальных и ЦБС до школьных.

  1. Цели и задачи конкурса

- формирование интереса к российскому историческому процессу конца ХХ столетия в среде российских подростков и в широких слоях нашего общества;

- продвижение книг Е.Гайдара и его единомышленников в школы России (к учителям истории и обществоведения) - популяризацию этих книг.

  1. Сроки и условия проведения VI Всероссийского конкурса

Начало конкурса – сентябрь 2016 года.

Финал конкурса состоится в марте 2017 года. (церемония награждения в Москве)

Подача материалов на конкурс производится до 10 марта 2017 года.

Конкурсная комиссия: в состав комиссии входит конкурсное жюри из пяти человек. Председатель жюри – МариэттаЧудакова, член Европейской академии.

Комиссия осуществляет работу по организации и проведению Конкурса, оформляет итоговые документы по представлению победителей конкурса.

Работы участников предоставляются в комиссию конкурса до 28 февраля 2017 года в двух видах:

Электронный вариант Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Печатный по адресу: 129272, Москва Сущевский вал, д.64, офис 108. Фонд "Уроки девяностых".

Комиссия определяет победителей до 25 марта 2017 года.

  1. Номинации конкурса

Для участия в конкурсе принимаются материалы, освещающие российский исторический процесс конца XX столетия в среде российских учителей истории, подростков и в широких слоях нашего общества, по следующим номинациям:

Часть 1. Библиотекари учителям

  1. Факты вместо мифов, анализ вместо эмоций. Дать в избранной библиотекарем или совместно с учителем убеждающей форме (выставки, просмотры, буклеты, учебные тетради и проч.) параллельные ряды фактов (телеграммы в ноябре – декабре 1991 года из всех областей страны о том, что хлеба осталась не более чем на 10 дней; состояние золотого запаса – и остановка импорта, отказ в западных кредитах и т.п.) – и мифов (эмоциональных воспоминаний о том, «как нас ограбили»).
  2. Правда о 90-х годах: Библиотекарь рекомендует! Печатные и иные формы рекомендательного описания книг «Уроки 90-х» (буклеты, календари, как приложение – дайджесты материалов региональной прессы, фотоальбомы, библиографические указатели, и пособия и т.п.).
  3. Библиотекарь рассказывает школе о 90-х годах. Выбор и реализация наиболее эффективных форм знакомства школьных учителей и старшеклассников с материалом комплекта книг «Уроки 90-х» (беседы, круглые столы, диспуты, познавательные игры и т.п.).
  4. 90-е годы в контексте российской истории ХХ века: лучшее массовое мероприятие. Октябрь, уничтожение крестьянства, Гулаг, Великая Отечественная война и Победа, «советизация» Сталиным стран Центральной Европы, сталинский террор в этих странах, ХХ съезд, Оттепель, «застой», исчерпанность потенциала «социализма»,Перестройка, Август 1991, первое послесоветское десятилетие – достижения и потери. Задача выполняется разными путями (тематические книжные выставки с их широкими презентациями, свободные дискуссии учащихся и т.п.).

Часть 2. Библиотекарь работает со школьником

  1. Мой взгляд на 90-е годы (сочинение на тему, выбранную совместно с библиотекарем, с использованием книг проекта «Уроки 90-х» и с собственными примерами);
  2. 90-е годы в контексте российской истории ХХ века: лучший альбом иллюстраций и\или фотоматериалов (готовится совместно с библиотекарем и после рассмотрения жюри включается в состав фонда библиотеки).
  3. Что я узнал нового для себя о Егоре Гайдаре и 90-х годах из книги М.Чудаковой «Егор» (М., «Время», 2013)? (сочинение; возможно – ряд письменных ответов на вопросы по содержанию книги, заданные библиотекарем; возможны и другие письменные жанры, предложенные библиотекарем).

Часть 3. Библиотекарь работает со студентом

  1. 90-е годы – труднейший и значимый период в жизни российского общества. Мой взгляд на 90-е годы (сочинение, эссе на тему, выбранную совместно с библиотекарем, с использованием книг проекта «Уроки 90-х» и с собственными примерами);
  2. Егор Гайдар и 90-е годы (по книге М.Чудаковой «Егор) - сочинение; эссе и другие письменные жанры, предложенные библиотекарем.
  3. Финансирование конкурса

Финансовое обеспечение проведения конкурса производит Фонд "Уроки девяностых" и Фонд Е.Т.Гайдара.

  1. Подведение итогов конкурса

Комиссия подводят итоги конкурса, определяя победителей, исходя из количества присуждаемых призовых мест.

На основании решения Комиссии своим приказом присуждает места победителям, определившимся по итогам конкурса в каждой номинации.

Участникам первой части присуждается:

Одна первая премия - 25 тысяч руб.,

Две вторых премии - по 15 тысяч руб.,

Три третьих премии – по 10 тысяч руб.,

40 поощрительных премий - по 3 тысячи руб.

Участникам второй части присуждается 10 поощрительных премий по 4 тысячи рублей, при этом каждая делится пополам между библиотекарем и школьником (школьниками).

Из десяти премий второй части выделяются три главных. К каждой из них добавляется по два комплекта книг – для школьника и для библиотеки.

Лауреаты первой, второй и третьей премий первой части и трех главных премий второй части приглашаются для получения премий в Москву за счет организаторов конкурса.

  1. Требования к оформлению материалов, представляемых на конкурс

Все материалы, представленные для участия в Конкурсе должны соответствовать предъявляемым требованиям по оформлению.

Критерии оценок конкурсных документов:

– оригинальность замысла;

– полнота раскрытия заявленной темы;

– апробация представленных материалов на практике.

Представленные материалы не рецензируются и не возвращаются.

Комиссия оставляет за собой право не принимать к рассмотрению работы, не соответствующие вышеуказанным критериям. Комиссия самостоятельно вырабатывает систему оценок победителей конкурса.

Текст конкурсных материалов должен представлять собой машинописный текст, набранный в текстовом редакторе Мicrosoft Word (шрифт TimesNewRoman, размер – 14. межстрочный интервал 1.5), и должен состоять из:

- заявки на участие в конкурсе;

- описания работы по номинации;

- приложений (качественных фото, видео – документов, иллюстрирующих деятельность, материалов СМИ);

Титульный лист заявки должен содержать следующую информацию:

- название библиотечной системы (обязательно указывать город, область-край-республику), библиотеки; Ф.И.О. заведующего библиотекой.

- название номинации Конкурса;

- Ф.И.О., занимаемая должность автора (авторов) конкурсного проекта;

- контактный телефон, электронный адрес конкурсанта.

Фотографии, иллюстрации должны быть в формате jpg. Весь электронный материал отправляется сжатой zip папкой.

Сообщение о представленных на конкурс мероприятиях подается в форме краткого текстового описания и видео/аудио и фотодокументов. Приветствуются дополнительные материалы, помогающие оценить сделанное библиотекарем: публикации в периодической печати о деятельности библиотеки в рамках задач конкурса; собственные издания библиотек, работающие на цели, преследуемые конкурсом; фото, аудио и видеоматериалы (видеофильмы, снятые на мероприятиях, непосредственно относящихся к конкурсу, видеореклама (ролики и презентации), телепередачи, подготовленные при участии библиотек, слайд – фильмы и слайд-презентации, относящиеся к конкурсным мероприятиям.

  1. Подведение итогов конкурса

Итоги подводятся в марте 2017 года.

По итогам конкурса победителям вручаются дипломы и денежные призы.

  1. Идеология конкурса

Стимулом к объявлению конкурса послужило сегодняшнее хаотическое состояние оценок первого постсоветского десятилетия (90-е годы) – труднейшего и очень значимого периода в жизни российского общества. Этот умственный хаос болезненней всего сказывается на школьном преподавании.

Учителя истории и обществоведения имеют в своем распоряжении очень разные учебники и пособия, изданные в последнее десятилетие. Несмотря на большое количество напечатанных в эти годы монографий, мемуаров, сборников документов, авторы многих учебников трактуют это десятилетие в мифическом ключе. Они рассматривают его не как исторически необходимый выход из «советского» периода, а как результат приложения злых сил – произвол «лихих» деятелей этой эпохи. Отсюда и ложная трактовка задач патриотического воспитания детей и подростков.

Навязывается мнение, что для воспитания патриотизма необходимо впечатать в юное сознание мифологическую картину непрерывного процветания страны в советское время. Затем десятилетнее отклонение от славного пути в «лихие 90-е» и возвращение к славным достижениям в «нулевые» годы стабильности и благоденствия.

Устроители конкурса, напротив, уверены, что путь воспитания патриотизма – это путь знакомства подростков не только со славными, но и со страшными страницами отечественной истории. «Именно от тебя, от достоверного знания своей истории и твоей активной позиции зависит, чтобы это не повторилось!» - таков негласный девиз конкурса.

Знакомство с печальными событиями должно сопровождаться основательным обсуждением того, как формируется иммунитет общества к самовластию и к его неминуемому следствию – массовому нарушению прав личности и, в конечном счете – к террору. Так формируется активный патриотизм – вместо пассивного «чувства гордости», не отличающего того, чем надо гордиться, от того, чего надо стыдиться в родной истории.

Несомненно, не только большинству граждан России, но даже школьным учителям не удается (хотя бы в силу ограниченности нерабочего времени) читать научные монографии и толстые тома изданных документов. Поэтому была предпринята работа по изданию книг о 1985-2000 гг. в помощь учителю. Чтобы дать учителю и всем интересующимся реальную и понятную картину исторического процесса этих недавних лет. Это время еще не стало историей. Но это не значит, что мы не обладаем базой исторических, а не мифических фактов этой эпохи. Именно на них, а не на зыбкую почву эмоционально-бытовых воспоминаний и домыслов, следует опираться в своих суждениях и учителю, и тому, кто берет на себя просветительскую задачу. Эти факты широко представлены в книгах для учителя, издаваемых в рамках проекта «Уроки 90-х». Задача учителя – выбрать то, что ему представляется наиболее убедительным.

Посредниками между авторами этих книг и учителями истории мы выбрали российских библиотекарей: муниципальных, школьных и любых других библиотек. То есть тех, для кого книга – предмет профессиональной деятельности, не оставляющий их равнодушными. Тех, кто сегодня исполняет, по нашим личным впечатлениям довольно успешно, роль последних российских просветителей.

Приложение 1

Список книг, которые помогут библиотекарю в работе по выбранной им номинации конкурса:

Безбородов, А., Елисеева, Н., Шестаков, В. Перестройка и крах СССР. 1985-1993. - СПб., 2010

Гайдар, Е.Т. Смуты и институты. Государство и эволюция. - СПб., 2010

Травин, Д.Я. Очерки новейшей истории России. Книга первая: 1985-1999. - СПб., 2010

Лопатников, Л.И. От плана к рынку. Очерки новейшей экономической истории России. - СПб., 2010

Гайдар, Е.,Чубайс, А. Развилки новейшей истории России. - СПб., 2011

Чудакова, М. «Это наша история!» - М., 2013.

Чудакова, М. Егор: биографический роман. - М., 2012; 2013.

Сайт конкурса: http://history4you.ru/contests/librarians2015/about

.